21 Ноября 2012
Оказавшись в хорошем магазине подводного снаряжения, часто наблюдаешь схожую картину: основная часть клиентов находящаяся в торговом зале специализированного магазина, обычно заинтересованно изучает стенд компенсаторов плавучести, несмотря на то, что и другие отделы заслуживают такой же неподдельный интерес. Именно эта часть снаряжения издавна будоражит внимание, как начинающих, так и опытных ныряльщиков. Действительно, сложностью производства, большим выбором различных моделей и брендов, техническими новшествами, компенсаторы плавучести зачастую не позволяют своему будущему хозяину сделать быстрый и лёгкий выбор. Из года в год ходовые модели у знаменитых производителей усовершенствуются в сторону максимального комфорта, наряду с появлением и совершенно новых. Я, конечно, понимаю, что все это надо видеть и держать в руках, а уж тем более мерить.
Жилеты подразделяются на три основных типа:
- классические, регулируемые;
- компенсаторы типа крыло, любительские или рекреационные;
- профессиональные системы подвесок и крыльев
из которых мы рассмотрим пока только два первых.
Первый тип – теперь просто хит популярности, так как классические и регулируемые компенсаторы (BCD) завоевали всенародную дайверскую любовь. Различные их модификации объединяет общий принцип – это надувание спины и боковых карманов. Грудь и плечи в таком случае остаются свободными от воздушного обжима полости жилета. При правильно подобранном размере сидит такой жилет очень удобно, позволяя двигаться и точнее балансировать свою плавучесть. Большая часть моделей регулируемых компенсаторов, имея необходимую подъемную силу (воздушный объем в пот дутом состоянии, рассчитанный на вес ныряльщика вместе со снаряжением, баллоном и свинцовыми грузами) обладает хорошим гидродинамическим дизайном. Нет эффекта парусности. Удачно скроенный, облегающий тело компенсатор не усложняет движений под водой и не относит Вас при помощи ветра на ее поверхности.
Также важным моментом регулируемых жилетов является некоторая подгонка плечевых ремней под различные размеры (конечно, с небольшим расстоянием), максимум, иногда, на один размер, а не из крайности в крайность. Например, из существующих четырех размеров- XS ; S ; M ; XL - М часто можно подогнать под S , L – подогнать под М или XL – под L .
Многие жилеты на сегодняшний день даже упрощенные, т.е. из разряда «эконом-класса», обладают интегрированной грузовой системой (дополнительными встроенными карманами для грузов). Это еще недавно считавшиеся новшеством дизайнерское дополнение, удачно прижилось в практическом применении. Убирая плитки свинцовых грузов в специальные отсеки жилета, Вы можете отказаться от использования грузового пояса, вызывающего у многих дискомфорт поясничной области. Как показала жизненная практика, и уж тем более стандарты обучения ведущих мировых систем, без грузовых поясов, все-таки не обойтись. Поэтому по моим наблюдениям обычно у регулируемых жилетов, карманы интегрированной грузовой системы, служат чаще как дополнительные догрузочные емкости, случае если на традиционном поясе не хватило места для 2-3 килограмм.
Остальными положительными достоинствами жилета являются стальные кольца для прикрепления при помощи карабинов различных приборов, высокая спинка под баллон и мягкая спинка собратной стороны для позвоночника. Обязательное наличие грудного ремешка с замками, пластиковых замков грузовых карманов, удобного устройства регулировки под различные размеры широкого брюшного пояса жилета (это очень важно). И, конечно, достаточно плотный материал оболочки, защищающий, расположенный внутри воздушный пузырь.
Наиболее удачные и рекомендуемые нами модели классических компенсаторов плавучести:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Компенсатор плавучести SUBGEAR Black Drake | Компенсатор плавучести SCUBAPRO X-One | Компенсатор плавучести SCUBAPRO Go | Компенсатор плавучести SCUBAPRO Equator | Компенсатор плавучести OCEANIC Hera |
Второй тип компенсаторов плавучести – крыло.
Основное отличие этих компенсаторов плавучести от двух предыдущих – это надуваемая ТОЛЬКО задняя часть жилета. Так называемое крыло, обычно имеющее различный объем и следовательно – подъемную силу. Передняя часть такого жилета представляет собой регулируемые плечевые ремни совмещенные с расположенными в поясничной области грузовыми карманами. Это краткое определение компенсаторов плавучести с крыльями. А если несколько поподробнее, то нужно обязательно знать, что подобные жилеты не являются обязательно техническими, а производятся с различной сложностью дизайна, как для продвинутых дайверов, так и для рекреационных, т.е. любительских погружений. Многие модели имеют неразъемное соединение надуваемого заднего крыла с плечевыми ремнями и грузовой системой. Объем крыльев у таких жилетов рассчитан на подъемную силу наиболее распространенных размеров одиночных стальных баллонов – 7, 10, 12 15 L. Учитывается, конечно, и средний вес ныряльщика вместе с используемыми грузами. Хорошим правилом в дизайне жесткой спинки крепления баллона, расположенной в середине крыловой части, являются отверстия под винты крепления спарки (двух соединенных манифолдом и кольцами баллонов). Этот нюанс обозначает адаптацию жилета к использованию в более сложных, длительных или профессиональных погружениях. Но, как показала практика, в этих случаях используются жилеты более сложной конструкции. Людям, постигнувшим тонкости владения своей плавучестью при погружениях благодаря опыту или честному труду хорошего инструктора, использование компенсатора с крылом колоссально облегчает движение под водой. Также обладателям внушительных размеров талии и плеч, такие жилеты более рекомендуемы. Стоит упомянуть также правильный выбор этих жилетов при занятии подводной фотографией или погружении на затопленные объекты с использованием профессиональных осветительных приборов. Ну и конечно при использовании сухого гидрокостюма.
Ошибочное мнение часто бытует среди начинающих дайверов о неудачном удержании крылом тела ныряльщика на поверхности воды после подъема. Будто такой жилет обречен постоянно окунать беднягу лицом в воду, не позволяя расслабиться после погружения. Я сам не раз слышал эти опасения. Слухи от пострадавших разносятся очень быстро. Ничего удивительного -причина проблемы давно раскрыта. В статье уже упомянуто о различных размерах, объемах подъемных силах крыльев. Вспоминая это, можно еще раз подчеркнуть причину дискомфорта на поверхности воды. Неправильное сочетание большого крыла и маленького, либо легкого алюминиевого баллона, и неудачное расположение грузов на жилете приведет Вас к таким проблемам. На мой взгляд не стоит использовать крылья с большой подъемной силой, предназначенные для спарки двух баллонов даже если у Вас изначально большой собственный вес с моно-баллоном небольшого литража. Теперь техническое устройство и дизайн компенсатора плавучести или подвесной системы с крылом большой подъемной силы, предназначенной для спарки, устроены так, что к ним невозможно присоединить без специальных дополнительных опций один баллон любого литража.
В остальном подбор жилетов очень индивидуален, нюансы конструкций, материалов, цветовая гамма, фирма производитель, цена, наконец, каждый выбирает себе сам и почти всегда остается доволен.
Наши рекомендации наиболее удачных компенсаторов плавучести с крыльями:
Артем Байков.